Гусев Андрей Алексеевич.jpgГусев Андрей Алексеевич
К.э.н., бизнес-консультант






Сегодня управленческий учет можно назвать «азбукой и языком бизнеса». Многие управленческие решения в отношении хозяйствующего субъекта принимаются по результатам анализа данных его отчетности: решение о предоставлении кредита, о приобретении эмитированных им ценных бумаг и др. В этих условиях определяющими качественными характеристиками учета становятся его оперативность и углубленный аналитический подход к обработке и последующему анализу информации. Прежде всего, это относится к учету затрат на производство, оценке выполнения производственных программ, учету фактического объема производства, анализу достигнутых результатов. Поэтому, учет приобретает направленность в будущее.

Управленческий учет позволяет не только организовать управление финансами предприятия, но и добиться следующих преимуществ:

  • способствует успешной работе компании на рынке;
  • позволяет ускорить процесс развития компании в краткосрочной и долгосрочной перспективах;
  • дает администрации оперативную информацию о текущем положении компании;
  • позволяет эффективно управлять расходами, работой отделов и выполнять общее управление фирмой;
  • оптимизирует различные направления деятельности;
  • позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий.

Важной задачей учета является планирование хозяйственной деятельности. Вы фиксируете ожидаемые расходы и доходы и понимаете, сколько денег и когда можете вывести, инвестировать в другие проекты. Планирование также позволяет предсказать и предотвратить кассовый разрыв – временную нехватку денег на счетах.

Управленческий учет также позволяет контролировать дебиторку и кредиторку. В любое время вы получите ответы на вопросы: «Какой общий размер долга ваших клиентов и когда они его выплатят?», «Сколько у вас на счетах чужих денег, которые нельзя тратить?»

Таким образом, основные задачи, которые позволяет решить этот вид учета:

  • проанализировать количество денежных средств, материальных активов, количество сотрудников и другие параметры;
  • проанализировать приход и расход денежных средств и материальных ценностей на предприятии;
  • рассчитать показатели себестоимости продукции;
  • рассчитать результаты работы отдельных структурных подразделений;
  • спланировать работу компании;
  • предоставить информацию, на основе которой принимаются управленческие решения.

Некоторые руководители компаний нередко ошибочно полагают, что управленческий учет дублирует бухгалтерский и отказываются от его организации и ведения. Другие понимают под ним правдивую информацию о текущем состоянии дел, которая не отражается в бухгалтерии для минимизации налоговых обязательств.

Наличие управленческого учета – это значительная помощь руководителю предприятия или отдела в принятии решений в рамках выполнения им своих функциональных обязанностей.

Отсутствие управленческого учета, несоставление отчетности и документов, связанных с планированием работы, может привести к следующим проблемам:

  • Компания потеряет позиции на рынке из-за ошибочного стратегического планирования.
  • Не удается оптимизировать работу структурных подразделений и избавиться от тех, что не приносят прибыли.
  • Предприятие будет терпеть убытки или недополучать прибыль из-за неправильного ценообразования на услуги и продукцию.

В конце концов, руководитель не будет иметь объективных исходных данных для управления фирмой. Что рано или поздно приведет к крайне негативным последствиям, вплоть до банкротства.

Анализ инструментов для ведения управленческого учета на российских предприятиях показывает, что самым популярным является приложение Excel из пакета MS Office. Его распространенность обусловлена популярностью самого пакета, но эффективность и удобство использования оставляет желать лучшего.

Приложение для создания и ведения электронных таблиц Excel – мощная и удобная программа для анализа большого количества цифровых данных. Однако вести в ней управленческий учет можно только на минимальном уровне, подходящем для небольших (иногда средних) фирм и частных предпринимателей.

Сложность для большинства среднего и крупного бизнеса состоит в том, что для эффективного анализа и принятия решений необходимы данные из различных подразделений компании по сотням показателей. Как следствие, по мере роста фирмы 5-10 таблиц превращается в 100-200 с еще большим количеством закладок в них. В конце концов управленцы столкнутся с ситуацией, когда программа технически не сможет обработать таблицы с таким количеством внутренних связей. Не меньшие сложности вызывает и бюджетирование.

В последние годы получил распространение более удобный, гибкий и эффективный инструмент ведения управленческого учета – онлайн-сервисы. В них составление необходимых форм и заполнение таблиц производится автоматически на основе вводимых первичных документов. Следовательно, сделать нужные выводы и определить источники получения первичных данных не составит труда.

Онлайн-сервисы являются оптимальным способом ведения управленческого учета на предприятии. В отличие от приложений, которые загружаются и устанавливаются на компьютере, работа в них ведется удаленно. Программы постоянно поддерживаются в рабочем состоянии, доступ к ним обеспечивается через браузер с любого компьютера под управлением любой ОС. Достаточно ввести предоставленные логин и пароль, чтобы воспользоваться всеми возможностями с любого ПК, подключенного к интернету.